Томаш Компхауш

Комментарии к находкам

Примечание переводчика:

В данной публикации я решила объединить две очень похожие друг на друга заметки нидерландского исследователя Томаша Компхауша, написанные в 2018 году. Они представляют собой комментарии и вольные интерпретации двух небольших археологических находок. Одна из них обнаружена на территории Англии, другая — на территории Украины. Обе, по мнению автора, являются свидетельствами встречи скандинавской материальной культуры с англосаксонской и славянской культурами. При всей своей спорности и субъективности, заметки отлично показывают, как знание мифологических сюжетов может помочь в трактовке археологических находок.

Найденная в Англии скандинавская или англо-скандинавская накладка на ремень, украшенная волком (?) с перевитой змеёй в челюстях

Этот примечательный небольшой элемент поясного набора размером 34 × 10 мм эпохи викингов, найденный в Англии (район Норфолка), является единичной находкой. Выполненная в стиле Урнес, накладка может быть датирована XI в., самое позднее — началом XII века. Она крепилась к маленькому ремню, это можно предположить по её размеру. Сам ремень найден не был.

Этот артефакт ещё раз демонстрирует, как важно для ремесленников было украшать все детали предметов ежедневного пользования, таких, как ремни. Изображение представляет собой голову животного (может быть, змеи, может быть — другого животного, например, собаки или волка), держащего пойманную змею в пасти. Проделанные в конце накладки отверстия предназначались для крепления на коже.

Переплетённый орнамент свившейся в клубок змеи выполнен очень искусно и сделан опытным мастером в крошечном масштабе. Коричневая, слегка «красноватая» бронза характерна для артефактов эпохи викингов, изготовленных (и найденных) на территории Англии. Находка была показана Барри Эйджеру, бывшему куратору Британского музея, и вот как он прокомментировал её: «Похоже, что это изображение какой-то собаки либо волка, как вы и предположили, и он сжимает челюстями змею. Может быть, это Фенрир и какая-то из его проделок? Найденные вещи викингов такого типа выполнены в стиле Урнес, но этот конкретный экземпляр более натуралистичен, так что можно предположить его более позднее происхождение и отнести его к концу XI века. Это несомненно стилистика скандинавов/норманнов».

Джеймс Грэхем-Кэмпбелл характеризует дизайн накладки как англо-скандинавский.

В Младшей Эдде есть раздел «Видение Гюльви». В нём можно найти интересный текст о Фенрире и Ёрмунганде. В главе 34 Высокий (то есть Один) описывает Локи и рассказывает, что у Локи было трое детей от женщины по имени Ангрбода, что была родом из Ётунхейма: сыновья Фенрир волк, мировой змей Ёрмунганд и дочь Хель. Высокий сообщает, что, как только боги узнали, что эти трое детей воспитывались в Ётунхейме, они «дознались у пророчицы, что ждать им от тех детей великих бед, и чаяли все великого зла от детей такой мерзкой матери и тем паче детей такого отца»1.

В главе 38 Высокий говорит, что в Вальхалле великое множество воинов, а станет и ещё больше, однако всё равно окажется слишком мало, когда явится Волк (Фенрир). В главе 51 Высокий предсказывает, что Рагнарёк начнётся после того, как сын Фенрира по имени Сколь проглотит солнце, а его второй сын Хати — луну, и тогда звёзды исчезнут с неба. Земля содрогнётся, деревья будут вырваны с корнем, горы падут, и верёвки порвутся — Фенрир волк вырвется на свободу. Фенрир явится с широко раскрытой пастью, верхняя челюсть его достанет до неба, а нижняя челюсть коснётся земли, и пламя будет гореть в его глазах и ноздрях. Позже Фенрир прибудет на поле Вигрид со своим братом Ёрмунгандом. Когда войска соберутся там, произойдёт грандиозная битва. Один поскачет, чтобы сразиться с Фенриром, и тот в конце концов проглотит Одина, убив его, но сын Одина Видар засунет свой башмак в пасть зверя и не даст ему сомкнуть челюсти. Башмак этот легендарный, «на той ноге у него башмак, веки вечные собирался он по куску». Видар схватит волка рукой за верхнюю челюсть и разорвёт ему пасть, после чего волк погибнет.

Может ли эта накладка на ремень изображать прибытие волка Фенрира с его родным братом Ёрмунгандом?

Русская или скандинавско-русская накладка на ножны меча в стиле Борре

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзённый копьем,
посвящённый Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

(Старшая Эдда, Речи Высокого, 138)

Данная накладка датирована X веком и была найдена в Украине в Винницкой области. Несколько украшений такого типа были обнаружены в поселениях (Стейген, Бирка, Хедебю, Нимшютц), однако не в могилах и зачастую отдельно от мечей. Шарлотта Хеденстьерна-Йонсон отмечает, что «общее количество известных накладок на ножны, относящихся к эпохе викингов, чрезвычайно ограничено», и что места их находок отличаются от мест находок мечей. «Они, как правило, уникальны и в основном связаны с оружием высокого статуса, то есть мечом, но не всегда. Их часто находят отдельно от оружия, и можно предположить, что они ценились не только в качестве декоративных элементов ножен».

Накладка в натуральную величину Репродукция Ру Смита

На данной накладке мы видим лицо и характерный для стиля Борре узор. По мнению Ру Смита, изображение связано с историей из «Речей Высокого» о самопожертвовании Одина. Художник выделил элементы узора, и на его репродукции отчётливо видна фигура, висящая среди переплетённых ветвей с листьями. Кроме этого, я бы предложил ещё одно доказательство правоты Ру Смита, так как на вершине дерева — Один висит на дереве вниз головой — можно увидеть птицу, очень похожую на сову. Как всем известно, сова славится своей мудростью. Ногами Один достаёт до совы, он будто прикасается к её мудрости. Может быть, эта гипотеза не так уж притянута за уши…

Похожая на сову птица внизу накладки

Дэвид Маллали комментирует находку так: «Мне довелось встретить по меньшей мере одну трактовку, утверждавшую, что лицо в окружении узора в центре накладки — это лик Иисуса. Но мы знаем, что значительная часть предметов в стиле Борре была изготовлена в самом начале эпохи викингов и можем предположить, что христианизация Скандинавии и тем более её восточной части произошла слишком поздно, чтобы так явно отразиться на декоративном элементе ножен меча, как в данном случае. С гораздо большей степенью уверенности можно предположить, что перед нами изображение какого-то скандинавского божества».

Цитата из Амбросиани (2001): «Ограниченное количество мотивов, изображаемых на накладках, указывает на то, что они были разработаны, чтобы символизировать что-то очень специфическое. Одно из возможных объяснений — они функционировали как символы ранга или должности».

В одной из своих ранних статей я задавался вопросом: «Почему бы не изобразить Одина на каком-то декоративном элементе меча, чтобы защитить его владельца в битве, наделить его мудростью Одина и напомнить ему, что иногда в жизни нужно чем-то пожертвовать ради достижения цели?» Конечно, все эти рассуждения носят спекулятивный характер, а истина покрыта туманом тысячи лет, отделяющих нас от эпохи викингов…


Примечания

1 (примечание переводчика) Здесь и далее отрывки из Младшей Эдды цитируются в переводе О. А. Смирницкой. Младшая Эдда. — Л.: Наука, 1970.

Перевод с английского: Анастасия Тишунина

© Tim Stridmann